Академическое мошенничество — это серьезная угроза для науки и ее основных принципов: честности, объективности и достоверности.
В статье рассказываем, что такое мошенничество в научной сфере, какие бывают виды академической нечестности и как решить проблему научного обмана.
Кстати, мы уже писали о том, как вручную повысить уникальность текста. Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.
Понятие и виды академического мошенничества
Академическое мошенничество подрывает доверие к научным исследованиям и искажает результаты научных трудов.
Академическое мошенничество — это преднамеренное нарушение установленных правил и норм поведения в учебной и научной деятельности, введение в заблуждение относительно своих знаний, способностей или результатов исследований.
Академическое мошенничество охватывает широкий спектр действий, начиная от списывания на экзаменах и заканчивая фальсификацией данных в научных публикациях. Ключевой элемент, который отличает академическое мошенничество от случайной ошибки или недоразумения — это преднамеренность и осознанное нарушение академических стандартов.
Виды научного мошенничества
Академическое мошенничество проявляется в разных формах.
Мошенничество в учебном процессе:
- Списывание. Использование запрещенных материалов или помощи других лиц во время экзаменов, контрольных работ и других видов аттестации. Списывание — это один из самых распространенных видов академического мошенничества, особенно среди студентов младших курсов.
- Плагиат в учебных работах. Представление чужой работы (эссе, реферата, курсовой работы) как своей собственной без указания авторства оригинального источника. Плагиат может быть как полный (когда вся работа заимствована целиком), так и частичный (когда заимствовали отдельные фрагменты текста или идеи).
- Представление чужой работы. Подача на оценку работы, которую выполнил другой человек, например, друг, репетитор. Этот вид мошенничества — самый серьезный, потому что предполагает прямое нарушение правил и обман преподавателя.
- Сговор. Совместное участие в мошеннических действиях с другими студентами, чтобы получить несправедливое преимущество. Сговор может включать в себя передачу информации во время экзамена, совместное выполнение работы и представление ее как индивидуальной или другие формы сотрудничества, которые направлены на обман.
- Использование запрещенных средств. Использование электронных устройств (телефонов, планшетов, наушников) или других запрещенных средств во время экзаменов и контрольных работ.
Мошенничество в научных исследованиях:
- Фальсификация данных. Изменение или подделка данных исследований для получения желаемых результатов. Фальсификация данных — это один из самых серьезных видов академического мошенничества, потому что она подрывает доверие ко всей научной деятельности. Форма фальсификации может быть разной: от незначительных изменений в исходных данных для улучшения результатов до полного выдумывания данных в отсутствие проведения исследований.
- Фейбрикация данных. Выдумывание данных исследований, которые никогда не собирали или не получали. Фейбрикация данных представляет собой прямое мошенничество и обман научного сообщества.
- Плагиат в научных публикациях. Представление чужих научных работ (статей, монографий, диссертаций) как своей собственной без указания авторства оригинального источника. Плагиат в научных публикациях несет серьезные последствия для научной репутации автора и может привести к отзыву публикации.
- Самоплагиат. Повторное использование своих опубликованных работ без надлежащего указания ссылок на оригинальные публикации. Хотя самоплагиат — это не такое же серьезное нарушение, как классический плагиат, он считается академической нечестностью, потому что вводит в заблуждение относительно оригинальности работы.
- Манипулирование с авторством. Неправомерное включение или исключение авторов из списка авторов научной публикации. Например, включение в список авторов лица, который не внес большого вклада в исследование или исключение лица, который внес значительный вклад в исследование.
- Подтасовка результатов. Селективное представление результатов исследований, при котором включают в публикацию только результаты, подтверждающие гипотезу, а результаты, которые противоречат гипотезе игнорируют или искажают.
- Неправомерное использование конфиденциальной информации. Использование информации, которую получили в результате рецензирования чужих научных работ или участие в конференциях с чужой информацией без разрешения автора.

Мошенничество в процессе рецензирования:
- Предвзятое рецензирование. Предоставление предвзятых или необъективных отзывов о научных работах, которые основаны на личных отношениях, конфликте интересов или других субъективных факторах.
- Затягивание процесса рецензирования. Необоснованное затягивание сроков рецензирования, чтобы затормозить публикацию работы конкурентов.
- Вымогательство авторства. Требование включить свое имя в список авторов работы в качестве условия для положительного рецензирования.
- Неправомерное использование информации. Использование информации, которую получили в процессе рецензирования в своих собственных исследованиях без разрешения автора.
Причины академического мошенничества
Почему студенты идут на академическое мошенничество? На это есть много причин, и вот основные из них.
Давление и страх неудачи:
- Высокие ожидания. На студентов давят родители, учителя, а иногда и они сами, это заставляет их стремиться к высоким оценкам. Страх не оправдать эти ожидания может толкнуть на мошенничество.
- Конкуренция. В некоторых учебных заведениях ощущается острая конкуренция за поступление на престижные программы или получение стипендий. Это создает ситуацию, когда хорошая оценка становится важнее знаний.
- Страх провала. Некоторые студенты боятся провалить предмет, экзамен или контрольную. Этот страх может парализовать и заставить искать легкий путь, даже если он нечестный.
Проблемы с управлением временем и ленью:
- Перегрузка. Современные студенты часто совмещают учебу с работой, подработками, спортом и другими внеучебными занятиями. Это приводит к перегрузке и нехватке времени на выполнение всех заданий честным путем.
- Лень и прокрастинация. Некоторые студенты просто откладывают выполнение заданий на последний момент, а когда времени остается мало прибегают к мошенничеству.
- Недостаток навыков управления временем. Многие студенты не умеют планировать свое время и расставлять приоритеты, это приводит к хаосу и необходимости искать быстрые решения.
Непонимание правил и слабая академическая честность:
- Незнание. Некоторые студенты просто не понимают, что такое плагиат или какие действия считаются академическим мошенничеством. Им нужна четкая и доступная информация о правилах академической честности.
- Отсутствие ценности честности. В некоторых семьях или социальных группах честность в учебе не ценится. Студенты могут думать, что мошенничество — это нормальный способ достижения цели.
- Слабый контроль. Если в учебном заведении нет строгого контроля за соблюдением правил академической честности, студенты могут чувствовать себя безнаказанно и быть более склонными к мошенничеству.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Недостаточная заинтересованность:
- Неинтересный материал. Если предмет или задание кажется студенту скучным и неинтересным, он может потерять мотивацию к обучению и начать искать легкие пути.
- Непонимание цели. Студенты, которые не понимают, зачем им нужна та или другая информация могут воспринимать учебу как бессмысленное занятие и не видеть смысла в честном труде.
- Недостаточная вовлеченность. Если преподаватель не делает предмет интересным и не вовлекает студентов в учебный процесс, у них может пропасть желание учиться.
Последствия академического мошенничества
Последствия академического мошенничества охватывают многие области и затрагивают как отдельных лиц, так и научное сообщество в целом:
- Подрыв доверия к науке. Академическое мошенничество подрывает доверие к научным исследованиям и научному сообществу в целом. Когда находят случаи мошенничества, общественность начинает сомневаться в достоверности научных результатов и в способности науки служить надежным источником знаний.
- Нанесение вреда научной карьере. Нахождение академического мошенничества может привести к серьезным последствиям для научной карьеры виновного. Это может быть увольнение с работы, лишение ученой степени, отказ в финансировании исследований и исключение из профессиональных ассоциаций.
- Искажение научной литературы. Мошеннические исследования могут опубликовать в научных журналах и включить в научную литературу. Это приводит к искажению базы знаний и может ввести в заблуждение других исследователей, которые используют эти результаты в своей работе.
- Нанесение вреда пациентам и обществу. В области медицины и здравоохранения академическое мошенничество может привести к разработке и применению неэффективных или даже вредных методов лечения. Это может нанести вред пациентам и привести к большим экономическим потерям.
- Растрата ресурсов. Проведение и публикация мошеннических исследований требует больших финансовых и временных ресурсов. Эти ресурсы можно было бы использовать для проведения честных и полезных исследований.
- Снижение мотивации и ухудшение морального климата. Академическое мошенничество может привести к снижению мотивации у честных исследователей и ухудшению морального климата в научных организациях. Когда исследователи видят, что мошенничество остается безнаказанным они могут потерять веру в справедливость и эффективность научной системы.
Как сдерживать академическое мошенничество
Чтобы сдерживать академическое мошенничество, нужен комплексный подход, который состоит из:
- профилактических мер;
- образовательных программ;
- нахождения нарушений;
- санкций.

Профилактические меры в борьбе с академическим мошенничеством
- Создание атмосферы честности и этики. Учебные заведения должны продвигать ценности честности, этики и академической добросовестности. Это может быть проведение семинаров и тренингов для студентов и преподавателей, создание кодексов этики и поощрение этичного поведения.
- Улучшение качества обучения. Преподаватели должны подготавливать интересные задания, которые побуждают студентов к самостоятельному мышлению и творчеству. Это снижает соблазн списать или воспользоваться плагиатом.
- Предоставление ресурсов и поддержки. Учебные заведения должны давать студентам адекватные ресурсы и поддержку, чтобы они могли успешно выполнять учебные задания. Это могут быть консультации с преподавателями, создание учебных центров и предоставление доступа к библиотечным ресурсам.
- Учет индивидуальных потребностей. Преподаватели должны учитывать индивидуальные потребности студентов и быть готовыми дать им дополнительную помощь или время для выполнения заданий, если это нужно.
Образовательные программы в борьбе с академическим мошенничеством
- Обучение этическим нормам. Учебные заведения должны предлагать образовательные программы, которые учат студентов и ученых этическим нормам, правилам цитирования и последствиям академического мошенничества.
- Обучение навыкам критического мышления. Учебные заведения должны развивать у студентов навыки критического мышления, анализа информации и самостоятельного принятия решений. Это поможет им избежать плагиата и других форм академического мошенничества.
- Обучение правильному цитированию. Учебные заведения должны обучать студентов разным стилям цитирования и правилам оформления ссылок на источники.
Нахождение нарушений в борьбе с академическим мошенничеством
- Использование программного обеспечения для проверки на плагиат. Учебные заведения должны использовать программное обеспечение для проверки на плагиат, чтобы найти случаи копирования текста из других источников.
- Привлечение экспертов. Учебные заведения должны привлекать экспертов для расследования сложных случаев академического мошенничества, например, случаев фабрикации данных или фальсификации результатов исследований.
Строгие санкции в борьбе с академическим мошенничеством
- Соразмерность наказания. Санкции за академическое мошенничество должны быть соразмерны тяжести нарушения. В зависимости от обстоятельств они могут включать в себя снижение оценки, отчисление из учебного заведения или лишение диплома.
- Публикация информации о случаях мошенничества. Учебные заведения должны публиковать информацию о случаях академического мошенничества, чтобы предостеречь других студентов и ученых от совершения похожих нарушений.
- Постоянное совершенствование. Учебные заведения должны постоянно совершенствовать свои политики и процедуры в области академической этики и мошенничества, чтобы реагировать на меняющиеся обстоятельства и новые формы нарушений.
Теперь вы знаете, как избежать академического мошенничества и обмана, а если возникнут вопросы с учебой, обращайтесь в студенческий сервис.