Исследование в выпускной квалификационной работе (ВКР) — это ключевая часть работы, которая определяет ее научную ценность и новизну.
В статье рассказываем, какие этапы исследования бывают в ВКР, и как провести этапы эксперимента и опытной работы для выпускной квалификационной работы.
Кстати, мы уже писали о том, какие этапы работы над магистерской диссертацией. Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.
Основные этапы исследования в ВКР
Поэтапное исследование в ВКР помогает получить обоснованные и надежные результаты. Три самых важных этапа в процессе написания исследования — постановка цели и задач, формулировка гипотезы и выбор методов исследования.
Постановка цели и задач
Первый и самый важный этап любого исследования — это четкое определение цели и задач. Цель исследования отражает то, что исследователь хочет достичь в результате своей работы, она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени.
Задачи исследования — это конкретные шаги, которые нужно предпринять, чтобы достичь поставленную цель. Задачи должны быть детализированные и логически связанные между собой. Обычно формулировка задач начинается с глаголов, которые обозначают действия, например: проанализировать, выявить, оценить, разработать, сравнить и т.д. Правильно сформулированные задачи дают четкое понимание того, что нужно сделать на каждом этапе исследования.
Формулировка гипотезы
Гипотеза — это научно обоснованное предположение, которое требует эмпирической проверки, она представляет собой утверждение, которое исследователь планирует проверить в ходе исследования. Гипотезу нужно сформулировать так, чтобы ее можно было подтвердить или опровергнуть с помощью собранных данных. Есть несколько типов гипотез:
- Нулевая гипотеза: утверждает отсутствие связи или различий между переменными.
- Альтернативная гипотеза: утверждает наличие связи или различий между переменными.
При формулировке гипотезы нужно учитывать существующие теоретические знания и результаты предыдущих исследований в исследуемой области. Гипотеза должна быть логичной, обоснованной и измеримой, она служит отправной точкой для сбора и анализа данных и помогает проверить обоснованность предположений исследователя.
Выбор методов исследования
Методы исследования — это инструменты и процедуры, которые используют для сбора, анализа и интерпретации данных. Выбор конкретных методов зависит от целей и задач исследования, характера исследуемой проблемы, а еще от имеющихся ресурсов и времени. Есть разные типы методов исследования, которые можно разделить на такие основные категории:
- Теоретические методы: используют для анализа и синтеза информации, которую получили из литературных источников. К ним относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирование.
- Эмпирические методы: основаны на непосредственном наблюдении и измерении явлений. К ним относятся: наблюдение, эксперимент, опрос (анкетирование, интервью), тестирование, анализ документов, статистический анализ данных.
- Математические методы: используют для обработки и анализа количественных данных. К ним относятся: статистические методы, методы моделирования, методы оптимизации.
При выборе методов исследования нужно учитывать такие факторы:
- адекватность. Метод должен соответствовать целям и задачам исследования;
- надежность. Метод должен обеспечивать получение точных и надежных данных;
- экономичность. Метод должен быть экономически эффективный и не требовать значительных ресурсов.
Тщательный выбор методов исследования дает получение достоверных и обоснованных результатов, это важное условие для успешной защиты ВКР.
Эмпирический этап исследования в ВКР
Важнейший компонент ВКР — это эмпирическое исследование, которое предполагает получение новых знаний на основе практического опыта и экспериментальных данных. Этот этап занимает центральное место в ВКР, потому что на этом этапе студент собирает и анализирует данные, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы. Этот этап включает в себя несколько последовательных шагов.
Определение целей и задач эмпирического исследования
Перед сбором данных нужно четко сформулировать цели эмпирического исследования и задачи. Например, студент пишет ВКР на тему «Изучение влияния рекламы на потребительское поведение». Цель эмпирического исследования может быть такая: выявить и оценить влияние различных видов рекламы (например, телевизионной, интернет-рекламы, наружной рекламы) на потребительское поведение целевой аудитории. Задачи в этом случае будут следующие:
- Определить основные характеристики целевой аудитории (возраст, пол, социальный статус, интересы и т.д.).
- Выделить основные виды рекламы, используемые для продвижения конкретного продукта или услуги.
- Провести опрос или анкетирование целевой аудитории для выявления их предпочтений в отношении различных видов рекламы.
- Проанализировать данные опроса или анкетирования для определения взаимосвязи между различными видами рекламы и потребительским поведением.
- Сформулировать рекомендации по оптимизации рекламной кампании на основе полученных результатов.
Выбор методов эмпирического исследования
Есть много методов эмпирического исследования, их выбор зависит от специфики изучаемой проблемы и поставленных задач. К самым распространенным методам относятся:
- Наблюдение: систематическое и целенаправленное восприятие изучаемого явления. Может быть включенное (когда исследователь является частью наблюдаемой группы) или невключенное (когда исследователь находится вне группы).
- Эксперимент: активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс с целью нахождения причинно-следственных связей. Может быть лабораторный (проводят в контролируемых условиях) или полевой (проводят в естественных условиях).
- Опрос: сбор информации через задавание вопросов респондентам. Может быть устный (интервью) или письменный (анкетирование).
- Тестирование: использование стандартизированных тестов для оценки определенных характеристик или способностей испытуемых.
- Анализ документов: изучение документов (статистических данных, отчетов, нормативных актов и т.д.) для получения нужной информации.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Определение выборки исследования
В большинстве случаев нельзя исследовать всю генеральную совокупность, например, всех студентов страны, поэтому выбирают репрезентативную выборку, которая должна отражать основные характеристики генеральной совокупности. Размер и состав выборки определяют с учетом целей и задач исследования, а еще имеющихся ресурсов. Есть несколько методов определения выборки исследования:
- Случайная выборка. У каждого члена генеральной совокупности есть равный шанс попасть в выборку. Это самый надежный метод, но он может быть сложный в реализации, особенно, если генеральная совокупность большая.
- Стратифицированная выборка. Генеральную совокупность делят на группы (страты) по определенным признакам (например, пол, возраст), а потом из каждой страты случайным образом выбирают участников.
- Кластерная выборка. Генеральную совокупность делят на кластеры, например, учебные группы и случайным образом выбирают целые кластеры для включения в выборку.
- Удобная выборка. Выбирают участников, которые легко доступны исследователю. Это самый простой метод, но он может привести к искажениям результатов.
Сбор и анализ данных
Сбор данных — это трудоемкий и ответственный этап эмпирического исследования, на этом этапе нужно обеспечить достоверность и объективность информации. Для этого нужно:
- Разработать четкие инструкции и протоколы сбора данных. Все участники исследования должны понимать, как правильно собирать данные и как регистрировать полученные результаты.
- Использовать надежные и валидные инструменты измерения. Все измерения должны давать стабильность результатов при повторных исследованиях и измерять именно то, что предполагалось измерить.
- Минимизировать влияние субъективных факторов. Нужно избегать предвзятости и субъективных оценок при сборе и интерпретации данных.
После сбора данных проводят их анализ. Выбор методов анализа зависит от типа собранных данных и поставленных задач. Можно использовать методы описательной статистики (например, расчет среднего значения, дисперсии, стандартного отклонения), методы математической статистики (например, t-тест, дисперсионный анализ, корреляционный анализ) и методы качественного анализа (например, тематический анализ, контент-анализ). Результаты анализа представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм и текстовых описаний.
Проведение опытной работы ВКР
Опытная работа — это практический этап эмпирического исследования, он направлен на проверку эффективности разработанных методов, технологий или подходов. Опытная работа включает в себя:
- Подготовку к опытной работе. На этом этапе разрабатывают план опытной работы, определяют ее продолжительность, выбирают участников, подготавливают нужные материалы и оборудование.
- Реализацию опытной работы. В процессе реализации опытной работы проводят практическое применение разработанной методики или технологии в экспериментальной группе. Контрольная группа, если она есть, продолжает работать в обычном режиме. Нужно строго соблюдать план опытной работы и фиксировать все результаты.
- Фиксирование результатов опытной работы. Результаты опытной работы тщательно фиксируют с использованием разных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документов и т.д. Полученные данные анализируют с использованием статистических методов, чтобы найти значимые различия между экспериментальной и контрольной группами.
Эксперимент в ВКР
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы часто появляется необходимость проведения экспериментального исследования. Эксперимент в ВКР отличается от эмпирического исследования. Эмпирическое исследование подходит для описания и понимания существующих явлений, а эксперимент помогает установить причинно-следственные связи.
Эксперимент в ВКР, как правило, предполагает создание контролируемой среды, в которой изменяют определенные параметры, а потом измеряют изменения других параметров. Цель эксперимента — установить причинно-следственные связи между изменяемыми параметрами и наблюдаемыми результатами. Важно отметить, что эксперимент нужно спланировать так, чтобы минимизировать влияние посторонних факторов, которые могут исказить результаты. Для этого используют разные методы контроля: рандомизацию, контрольные группы, стандартизацию процедур.
Проведение экспериментального исследования в ВКР включает в себя несколько последовательных шагов:
- Определение цели эксперимента. Четко сформулированная цель определяет направление исследования и помогает выбрать самые подходящие методы.
- Формулировку гипотезы. Гипотеза — это предположение, которое предстоит проверить в ходе эксперимента, она должна быть конкретной и измеримой.
- Планирование эксперимента. На этом этапе определяют независимые и зависимые переменные, методы контроля, количество участников и процедуру проведения эксперимента.
- Проведение эксперимента. Нужно строго следовать запланированной процедуре, чтобы обеспечить достоверность результатов.
- Сбор данных. Полученные данные нужно аккуратно зафиксировать и проверить на наличие ошибок.
- Анализ данных. С использованием статистических методов проводят анализ собранных данных для проверки гипотезы.
- Интерпретацию результатов. На основе анализа данных делают выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
Формирующий этап ВКР
Формирующий этап исследования — это особый вид исследования, который направлен не столько на констатацию фактов, сколько на активное преобразование изучаемого явления или объекта. В контексте ВКР формирующий этап часто используют для разработки и апробации новых методик, инструментов или технологий. В отличие от классического эксперимента формирующий этап ставит перед собой задачу поиска оптимальных решений и улучшения характеристик исследуемого объекта.
В рамках формирующего этапа ВКР сначала разрабатывают прототип решения, который потом подвергают испытаниям в реальных или модельных условиях. На основе результатов этих испытаний в прототип вносят изменения и улучшения. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не достигнут желаемого результата. Формирующий этап исследования в ВКР может включать в себя такие действия:
- Разработку прототипа: создание рабочей модели предлагаемого решения.
- Пилотное тестирование: проведение испытаний прототипа в небольшом масштабе для нахождения проблем и недочетов.
- Анализ результатов пилотного тестирования: оценка эффективности прототипа и нахождение областей, которые требуют улучшения.
- Внесение изменений в прототип: модификация прототипа на основе результатов анализа пилотного тестирования.
- Повторное тестирование: проведение испытаний улучшенного прототипа.
- Оптимизацию решения: продолжение цикла тестирования и внесения изменений до достижения оптимальных характеристик.
Теперь вы знаете, какие этапы исследования есть в ВКР. Если возникнут сложности, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут написать ВКР качественно и быстро.