Образование — одна из самых важных сфер во внутренней политики любой цивилизованной страны. Именно образовательная система обеспечивает развитие государства за счёт передачи знаний и детям и молодёжи. От качества образования зависит приток молодых специалистов на рынок труда, будущее их самих и общества в целом. При выборе иностранного вуза для обучения многие абитуриенты учитывают рейтинг стран мира по индексу уровня образования, о котором мы рассказываем в сегодняшнем материале.
Больше интересных материалов об университетах России и зарубежных стран вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. Не забудьте подписаться и на специальную группу, чтобы не пропустить анонсы скидок и акций.
Что такое индекс уровня образования, его авторы и значение
Расчётами и публикацией индекса уровня образования занимаются в рамках одной из программ ООН.
Определение понятия
Индекс уровня образования (Education Index, EI) — это один из компонентов более широкого индекса человеческого развития (HDI), публикуемого Программой развития ООН (UNDP).
EI измеряет образовательную составляющую развития страны. Его значение — от 0 до 1, где 1 означает максимально возможный уровень развития по заданной методике.
Кто рассчитывает и публикует данные индекса
Данные рассчитываются и публикуются UNDP в ежегодных «Human Development Reports».
Сам индекс создавался по инициативе Пакистанского экономиста Махбуба ул-Хака и индийского Нобелевского лауреата Амартьи Сена
Почему этот показатель важен для стран
Индекс уровня образования — это не только про престиж отдельных учебных заведений:
- он отражает уровень доступа к образованию и фактических достижений в этой сфере;
- позволяет сравнивать страны и оценивать эффективность образовательной политики;
- важен как инструмент мониторинга прогресса и социально-экономического развития.
Методика расчета индекса
Чтобы разобраться в сути рейтинга, важно знать учитываемые показатели и принцип их интерпретации.
Какие характеристики в индексе уровня образования учитываются
Индекс уровня образования стран составляют, опираясь на такие факторы:
- Средняя продолжительность обучения (Mean Years of Schooling, MYS) — среднее число лет обучения у населения старше 25 лет (максимум в расчёте — 15 лет).
- Ожидаемая продолжительность обучения (Expected Years of Schooling, EYS) — число лет, которое ребёнок ожидаемо проведёт в системе образования (максимум — 18 лет).
- Грамотность взрослого населения — не входит в современную редакцию индекса (с 2010 года), однако раньше учитывалась через долю грамотных взрослых и показатели охвата школами.

Как интерпретировать значения рейтинга
Разброс баллов в этом индексе минимальный:
- Близкое к 0 — минимальный доступ и низкие показатели образования.
- Близкое к 1 — высокий образовательный уровень, широкие возможности.
Это позволяет объективно сравнивать страны по уровню образования.

ТОП-25 стран по индексу уровня образования 2025
Обычно наверху рейтинга стран по индексу уровня образования оказываются одни и те же государства.
Таблица с ведущими странами по данным индекса
Согласно последним актуальным данным, таблица лидеров по индексу уровня образования стран мира выглядит так:
Позиция | Страна | Средняя продолжительность обучения (в годах) | Ожидаемая продолжительность обучения (в годах) |
1 | Германия | 14.3 | 17.3 |
2 | Швейцария | 13.9 | 16.6 |
3 | Канада | 13.9 | 16.0 |
4 | Исландия | 13.8 | 19.1 |
5 | Соединённые Штаты Америки | 13.6 | 16.4 |
6 | Эстония | 13.5 | 15.9 |
7 | Литва | 13.5 | 16.4 |
8 | Израиль | 13.4 | 15.0 |
9 | Великобритания | 13.4 | 17.6 |
10 | Латвия | 13.3 | 16.6 |
11 | Польша | 13.2 | 15.9 |
12 | Норвегия | 13.1 | 18.6 |
13 | Палау | 13.0 | 17.2 |
14 | Словакия | 13.0 | 14.7 |
15 | Дания | 13.0 | 18.8 |
16 | Люксембург | 13.0 | 14.2 |
17 | Новая Зеландия | 12.9 | 19.7 |
18 | Финляндия | 12.9 | 19.2 |
19 | Чехия | 12.9 | 16.3 |
20 | Словения | 12.9 | 17.4 |
21 | Маршалловы Острова | 12.8 | 16.4 |
22 | Объединённые Арабские Эмираты | 12.8 | 17.2 |
23 | Багамские Острова | 12.7 | 11.9 |
24 | Австралия | 12.7 | 21.1 |
25 | Грузия | 12.7 | 16.7 |
Анализ региональных лидеров рейтинга
В зависимости от региональных тенденций, лидерами можно считать такие страны:
- Европа: лидируют Скандинавия (Финляндия, Швеция, Дания), Германия, Бельгия, Нидерланды — устойчиво высокие индексы.
- Азия: данные по азиатским странам менее представлены в отчётах, однако Япония и Южная Корея традиционно демонстрируют высокие показатели в целом в HDI. Прямого EI-рейтинга для них в источнике нет.
- Северная Америка: США, Канада традиционно в верхней части, но точных EI-значений в источнике тоже нет.
Динамика изменений в индексе за последние 5 лет
Анализируя изменения в рейтинге за последние года, можно выделить основные тенденции.
Какие страны показали наибольший прогресс
В эту категорию вошли развивающиеся государства, инвестирующие в образование — чаще всего это идущие от низкого уровня к среднему.
Государства с ухудшающимися показателями
Ухудшение показателей — скорее редкость, но возможно в странах с кризисами, где замедлилось финансирование образования.
Факторы, влияющие на изменения
На изменение показателей в уровне образования и его индексе обычно влияют:
- Увеличение инвестиций в школы и инфраструктуру.
- Реформы в доступе к образованию.
- Кризисы (пандемия COVID-19, социальные — как «learning poverty»): по данным UNESCO, в 2025 году 6 из 10 детей во всём мире не умеют читать или считать к концу начальной школы — глобальный кризис «learning poverty».

Россия в мировом рейтинге образования
РФ не занимает ведущие позиции в рейтинге, но остаётся одним из лидеров в своём регионе.
Текущая позиция РФ в индексе уровня образования
По данным последнего отчёта, Education Index в России — 0.83. Она занимает 34 место из почти 200 стран.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Сравнение с соседями по региону
В целом это ниже значений лидеров (Австралия и др.), но сравнимо со странами Восточной Европы. Она находится практически на одной позиции с Казахстаном, нот отстаёт от стран Балтии.
Перспективы улучшения показателей в образовательном рейтинге
Возможно, отказ от Болонской системы и изменения в отечественной модели высшего образования будет способствовать росту позиций в рейтинге.
Критика индекса и альтернативные рейтинги
Далеко не всем представителям учебной и научной сферы нравится такой подход к формированию индекса.
Какие аспекты не учитывает показатель
Чаще всего его критикуют по таким причинам:
- Упрощённость. Он учитывает только годы обучения, но не качество процесса.
- Отсутствие справедливости. Не учитывает неравенство внутри страны, социальные и этнические различия, неравномерность доступа.
- Не учитывается численность населения страны, её участие в конфликтах, состояние инфраструктуры и пр.
Альтернативные системы оценки (PISA, QS Rankings)
Мы уже рассказывали об альтернативных рейтингах, которые часто считаются более точными:
- PISA (Programme for International Student Assessment) оценивает функциональную грамотность (в чтении, математике, естественных науках) 15-летних школьников для сравнения образовательных систем разных стран.
- Самым авторитетным рейтингом учебных заведений считается система QS (Quacquarelli Symonds) World University Ranking. Ежегодно они составляют список 1000 лучших вузов мира
- Academic Ranking of World Universities. Для Шанхайского рейтинга ARWU большое значение имеет наличие среди педагогов и выпускников лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий.
Кроме того, ведущие университеты России представлены в международном рейтинге вузов по разным предметным направлениям, которое готовит британское издание Times Higher Education.
Россия занимает достаточно хорошее место в индексе уровня образования, но возможные изменения в организации системы могут привести к изменениям. А чтобы ваш личный рейтинг успеваемости не падал, обращайтесь к экспертам студенческого сервиса : они всегда готовы прийти на помощь.