Педагогическая практика — это важная часть профессиональной подготовки будущих учителей, после ее прохождения студенты должны написать отчет.
В статье рассказываем, что такое отчет о прохождении педагогической практики в школе, какое у него может быть содержание и как написать отчет по практике учителю истории, учителю начальных классов и другим педагогам. А в конце делимся примерами и образцами отчетов по педагогической практике для студентов.
Кстати, мы уже писали о том, как проходит педагогическая практика. Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.
Что такое отчет по педагогической практике
Отчет по педагогической практике — это итоговый документ, который отражает ход и результаты практики.
Отчет по педагогической практике представляет собой комплексный анализ проделанной студентом работы, достигнутых целей и задач, а еще рефлексию полученного опыта.
Цели отчета по педагогической практике
Основная цель отчета по педагогической практике — показать сформированные профессиональные компетенции студента-практиканта. Отчет должен отражать, насколько успешно студент смог интегрировать теоретические знания в практическую работу, какие навыки и умения он приобрел, какие затруднения испытал и как их преодолевал. Конкретные цели отчета по педагогической практике могут быть такие:
- Анализ образовательной среды и особенностей работы конкретного учебного заведения.
- Описание организации учебно-воспитательного процесса и методов, используемых учителем-наставником.
- Представление собственных разработок уроков, внеклассных мероприятий и других педагогических материалов.
- Оценка эффективности используемых методов и приемов обучения.
- Рефлексия собственного опыта и выявление зон для дальнейшего профессионального роста.
- Систематизация полученных знаний и навыков.
Задачи отчета по педагогической практике
Чтобы достичь поставленные цели, перед студентом-практикантом стоят такие задачи:
- Сбор и анализ информации об учебном заведении, классе, учениках. Этот этап включает в себя ознакомление с документацией, наблюдение за уроками и общение с учителями.
- Разработка и реализация планов уроков и внеклассных мероприятий. При этом нужно учитывать возрастные особенности учеников и образовательные стандарты.
- Организация и проведение уроков и других видов учебной деятельности. Важно проявить творческий подход и использовать разные методы и приемы обучения.
- Оценка эффективности своей педагогической деятельности и нахождение сильных и слабых сторон.
- Составление отчета в соответствии с установленными требованиями и критериями. При этом нужно четко и логично излагать свои мысли и подкреплять их конкретными примерами из практики.
- Рефлексия опыта и формулировка выводов о перспективах дальнейшего профессионального развития.

Значение отчета по педагогической практике
Отчет по педагогической практике важен как для студента, так и для вуза.
Для студента:
- Систематизация и осмысление опыта. Отчет помогает структурировать полученные знания и навыки, а еще углубить понимание педагогической профессии.
- Самооценка профессиональных компетенций. Написание отчета способствует самоанализу и нахождению сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности.
- Подготовка к дальнейшей педагогической деятельности. Отчет помогает получить опыт написания научных и методических документов, это пригодится в будущей работе педагога.
- Формирование портфолио. Отчет по педагогической практике можно включить в профессиональное портфолио учителя.
Для вуза:
- Оценка качества подготовки специалистов. Отчеты студентов помогают оценить эффективность учебного процесса и найти недостатки в подготовке будущих учителей.
- Совершенствование учебных программ. Анализ отчетов можно использовать, чтобы внести изменения и дополнения в учебные программы.
Общая структура и требования к отчету по педагогической практике
Отчет по педагогической практике должен быть структурированный, логичный и соответствовать установленным учебным заведением требованиям.
Введение в отчете по педагогической практике
Введение отчета по педагогической практике должно начинаться с детального описания учебного заведения, в котором проходила практика и с информации о начале и окончании практики. Потом следуют цели и задачи отчета. Цель отчета должна отражать общий результат, к которому практикант стремился во время прохождения практики. Например, цель можно сформулировать так: «Совершенствование навыков организации и проведения учебных занятий с использованием современных образовательных технологий».
Задачи отчета должны быть конкретные и измеримые и четко определять шаги, которые нужны для достижения поставленной цели. Например, задачи могут звучать так:
- Изучение теоретических основ планирования и проведения уроков.
- Разработка конспектов уроков по конкретной дисциплине.
- Проведение анализа эффективности использования разных методов обучения.
- Оценка уровня усвоения материала учащимися.
- Самоанализ своей педагогической деятельности.
- Выявление проблем и трудностей, возникающих в процессе обучения.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса.
Четкое формулирование целей и задач во введении отчета поможет структурировать всю дальнейшую работу.
Основная часть в отчете по педагогической практике
Основная часть отчета по педагогической практике — это детальное описание проделанной работы в период практики, она должна содержать такую информацию:
- Описание образовательного учреждения. Характеристика школы или другого учебного заведения, в котором проходила практика (тип учреждения, количество учащихся, особенности контингента).
- Описание класса/группы. Подробная характеристика класса или группы, с которыми работал практикант (количество учащихся, уровень подготовки, наличие проблемных учеников).
- Описание видов деятельности. Перечисление и детальное описание всех видов деятельности, в которых принимал участие практикант (наблюдение за уроками опытного педагога, разработка конспектов уроков, проведение уроков, внеклассная работа, выполнение индивидуальных заданий).
- Анализ проведенных уроков. Подробный анализ проведенных уроков, который включает план-конспект, цели и задачи, используемые методы и приемы, оценку эффективности урока, самоанализ.
- Анализ внеклассной работы. Описание и анализ проведенных внеклассных мероприятий, их цели, результаты и вклад в развитие учащихся.
- Описание индивидуальных заданий. Описание выполненных индивидуальных заданий, их цели и результаты.
- Примеры из практики. Приведение конкретных примеров из практики, которые освоил студент, приобретенные педагогические навыки и умения, а еще возникшие трудности и способы их преодоления.
В основной части отчета нужно использовать конкретные факты, данные и примеры, которые подтверждают достижения и результаты работы. Описание должно быть объективное и критическое, отражать как положительные, так и отрицательные стороны работы.
Заключение в отчете по педагогической практике
Заключение — это итоговая часть отчета, в которой нужно представить основные выводы прохождения педагогической практики, а еще рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.
Выводы:
- Краткое обобщение проделанной работы и достигнутых результатов.
- Оценка степени достижения поставленных целей и задач.
- Оценка приобретенных профессиональных компетенций и навыков.
- Анализ трудностей, которые были во время практики и способы их преодоления.
- Оценка готовности к самостоятельной педагогической деятельности.
Рекомендации:
- Рекомендации по совершенствованию учебного процесса в образовательном учреждении.
- Рекомендации по улучшению методической работы с учащимися.
- Рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию практиканта.
- Предложения по совершенствованию программы педагогической практики.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Приложения в отчете по педагогической практике
Приложения в отчете по практике должны содержать материалы, которые подтверждают проделанную работу и иллюстрируют результаты. В качестве приложений можно включить:
- Планы-конспекты проведенных уроков.
- Сценарии внеклассных мероприятий.
- Фотографии и видеоматериалы с уроков и внеклассных мероприятий (если есть разрешение на съемку).
- Материалы, которые разработал практикант для проведения уроков и внеклассных мероприятий (презентации, дидактические материалы, раздаточные материалы).
- Анализ работы учащегося (портфолио, контрольные работы).
- Отзыв руководителя практики от образовательного учреждения.
- Дневник практики.
- Другие материалы, которые подтверждают проделанную работу.
Приложения нужно аккуратно оформить и пронумеровать, а в мтексте отчета нужно оставить ссылки на соответствующие приложения.

Специфика отчетов по педагогической практике для разных специальностей и видов практики
Содержание отчета по педагогической практике напрямую зависит от специальности студента и вида практики.
Особенности отчетов по практике для разных педагогических специальностей
В зависимости от специальности студента у отчета по практике будет разное содержание.
Начальное образование. В отчете студентов, которые обучаются по специальности «Начальное образование» акцент делают на анализе организации образовательного процесса в начальной школе, использовании разных методов и приемов обучения, взаимодействии с учениками и родителями. Особое внимание уделяют особенностям работы с детьми младшего школьного возраста, формированию у них базовых знаний, умений и навыков, а еще развитию познавательного интереса.
Например:
В отчете можно подробно описать опыт проведения урока математики, анализ применяемых методов активизации познавательной деятельности младших школьников, дать оценку эффективности использования наглядных пособий и дидактических материалов.
Дошкольное образование. Отчет по практике для студентов, которые обучаются по специальности «Дошкольное образование» посвящают анализу организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В отчете отражают особенности работы с детьми дошкольного возраста, организации игровой деятельности, проведения занятий по разным образовательным областям, взаимодействия с родителями.
Например:
В отчете можно предоставить анализ проведения утренней гимнастики, описание организации сюжетно-ролевой игры, оценку эффективности использования разных форм и методов развития речи детей.
Русский язык и литература. В отчете студентов, которые изучают «Русский язык и литературу» акцент делают на анализе преподавания русского языка и литературы в школе, использовании разных методов и приемов обучения, организации внеурочной деятельности по предмету, развитии у учащихся интереса к чтению и литературе.
Например:
В отчете можно подробно описать опыт проведения урока литературы, анализ используемых методов активизации познавательной деятельности школьников, дать оценку эффективности использования разных форм и методов развития речи учащихся.
Иностранный язык. Отчет студентов, которые обучаются по специальности «Иностранный язык» посвящен анализу преподавания иностранного языка в школе, использования современных методов и технологий обучения, организации внеурочной деятельности по предмету, развития у учащихся коммуникативной компетенции.
Например:
В отчете можно предоставить анализ проведения урока иностранного языка с использованием интерактивных технологий, описание организации языкового клуба, дать оценку эффективности использования разных методов формирования лексических и грамматических навыков.
Специальное (дефектологическое) образование. В отчете нужно отразить специфику работы с детьми, у которых есть особые образовательные потребности, описать применяемые коррекционно-развивающие методы и технологии, особенности взаимодействия с педагогами и родителями. Основной упор делают на создании адаптированной образовательной среды и реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
Например:
В отчете можно описать опыт проведения индивидуального занятия с ребенком с нарушением речи, анализ эффективности использования специализированного оборудования, дать оценку результатов коррекционной работы.
Специфика отчетов по педагогической практике для разных видов практики
Содержание отчета по педагогической практике зависит и от вида педагогической практики.
Ознакомительная практика. Цель ознакомительной практики — это знакомство с образовательной организацией, ее структурой и особенностями образовательного процесса. В отчете отражают общие впечатления о школе, описывают ее материально-технической базы, кадровый состав, а еще анализ основных направлений работы.
Например:
В отчете можно описать структуру образовательной организации, ее материально-техническое обеспечение, контингент учащихся, основные направления методической работы педагогического коллектива.
Пробные уроки и занятия. Этот вид практики предполагает проведение студентом пробных уроков или занятий под руководством опытного педагога. В отчете анализируют проведенные уроки или занятия, указывают их цели и задачи, применяемые методы и приемы обучения, а еще результаты обучения.
Например:
В отчете можно представить подробный план-конспект проведенного урока, анализ целей и задач урока, применяемые методы и приемы обучения, а еще оценку достижения поставленных целей.
Практика по воспитательной работе. В этом отчете студент анализирует свою деятельность по организации внеурочной деятельности, проведению воспитательных мероприятий, работе с классным коллективом. Отчет должен отражать умение студента планировать, организовывать и проводить воспитательные мероприятия, формировать положительный микроклимат в классе, взаимодействовать с родителями.
Например:
В отчете можно описать опыт организации и проведения классного часа, который был посвящен здоровому образу жизни, сделать анализ форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность, дать оценку эффективности взаимодействия с родительским комитетом.
Преддипломная практика. Преддипломная практика — это завершающий этап педагогической практики, его цель — подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. В отчете анализируют всю работу студента за период практики, обобщают опыт, который он получил в ходе практики, формулируют выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса. Отчет по преддипломной педагогической практике может содержать элементы научно-исследовательской работы.
Например:
В отчете можно представить анализ эффективности использования определенной методики обучения, результаты проведенного педагогического исследования, а еще предложения по внедрению новых образовательных технологий.
Примеры отчетов по производственной педагогической практике в школе
Посмотрите примеры отчетов по педагогической практике студента:
- Отчет по практике в школе преподавателя истории.
- Отчет по педагогической практике учителя начальных классов.
Теперь вы знаете, как написать отчет об итогах педагогической практики студента в школе. Если появятся вопросы, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут составить отчет по практике качественно и быстро.